МОШЕ БЕЛЬФЕРМАН


ВМЕСТЕ: В МЕСТИ?!
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ.


КОММЕНТАРИИ в СОПРОВОЖДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ А.И. Солженицына НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ.

ПАМЯТИ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЖЕРТВ РУССКО-ЕВРЕЙСКОЙ "ДРУЖБЫ". ЕВРЕЯМ РОССИИ-СОЮЗА - ЖЕРТВАМ ПОГРОМОВ, РЕПРЕССИЙ, ХОЛОКОСТА…



ВСТУПЛЕНИЕ


      КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕСЕТ в СЕБЕ НЕУЕМНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ СУЩНОСТЬ. БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ. КАК СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ ИМЕЮТ "КОРНИ". У НАРОДА - МНОГОВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ. НАЦИОНАЛЬНАЯ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ… ЛЮДИ, СЕМЬИ, НАРОД ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СВОЮ ИСТИННУЮ ИСТОРИЮ ПОСЛЕДНИХ ВЕКОВ - БУРНО-ТРАГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫЯСНИТЬ ДОРОГУ ПРЕДКОВ. ХОТЯ бы в НЕСКОЛЬКИХ ПОСЛЕДНИХ ПОКОЛЕНИЯХ. УЯСНИТЬ ИХ БОЛИ, СТРАДАНИЯ, ЗАВЕТЫ. УСЛЫШАТЬ ЗОВ ИСТОРИИ. ПОЗНАТЬ СЕБЯ НЕПОВТОРИМОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ. НОСИТЕЛЯ СКОЛКА ДУХОВНОГО БОГАТСТВА. ИСТОРИЧЕСКИ, КУЛЬТУРНО и в ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОМ СМЫСЛЕ НАПОЛНЕННОЙ ЛИЧНОСТИ.
        А.И. Солженицын в ОПРЕДЕЛЕННОМ СМЫСЛЕ ПРОЯВИЛ ДЕРЗКУЮ ИНИЦИАТИВУ. ОПЕРЕДИЛ МНОГИХ. ВПЕРЕДИИДУЩЕМУ ВЕЧНО ТЯЖЕЛЕЕ, но и ПРИЯТНЕЕ. ОН НАМЕЧАЕТ СХЕМУ - ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩИХ ИСКАТЕЛЕЙ ИЛИ ИНТЕРПРЕТАТОРОВ ИСТИНЫ. УЧТЕМ: в РАСПЕЧАТКЕ "ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА" АВТОР - ПРИШЕЛЕЦ со СТОРОНЫ! ОН ИСТИННО ВЕРУЮЩИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ, РУССКИЙ НАЦИОНАЛИСТ. Во ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ - ПОХВАЛЬНО! В ОТНОШЕНИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ (КОНКРЕТНО - ЕВРЕЙСКОМ) ОН ЗАНИМАЕТ ОТВЕРГНУТУЮ ВРЕМЕНЕМ ПОЗИЦИЮ, БЛИЗКУЮ к ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ. ЕГО в НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПРОЯВЛЕННЫЕ СИМПАТИИ ЗАКЛЮЧЕНЫ в ПОСЛЕДНЕЙ ГЛАВЕ. МНЕ НЕДОСУГ РАЗБИРАТЬСЯ: в ЧЕМ БЛИЗОСТЬ и ОТЛИЧИЯ ПРЕЖНИХ АССИМИЛЯТОРСКИХ ПОЗИЦИЙ от АВТОРСКИХ СИМПАТИЙ.
        У НАС-то ВЫ, ГОСПОДА ХОРОШИЕ, СПРОСИЛИ. КАК МЫ САМИ ОТНОСИМСЯ к ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОИЗВОЛУ? И в ЧЕМ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ УВЕРЕННОСТИ, ЧТО ОЧЕНЬ КАПРИЗНАЯ, ДАЖЕ СВОЕНРАВНАЯ ДАМА - ИСТОРИЯ - ПОЙДЕТ по-СОЛЖЕНИЦИНСКИ?! Я со ВСЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПОВТОРЯЮ: "AM ISRAEL HAY! HAY-HAY!" "НАРОД ИЗРАИЛЬСКИЙ - ЖИВ! ЖИВ - БУДЕТ ЖИТЬ!" ЭТО ЭНАЧИТ: И ЕВРЕЙСКИЙ НАШ НАРОД ЖИВ - БУДЕТ ЖИТЬ! В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОКОЛЕНИИ НЕЕВРЕИ МОГУТ ПОЗАИМСТВОВАТЬ НАШУ МИСТИЧЕСКУЮ НАПОЛНЕННОСТЬ. ЕВРЕЙСТВО ПРОЯВИТСЯ - ВЕРНЕТСЯ! ЭТО УСПОКАИВАЕТ! КАК и ДРУГОЕ: "РАДИАЦИОННАЯ СИЛА" ЕВРЕЙСТВА не НУЖДАЕТСЯ в ОГРОМНОЙ МАССЕ "ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА".
        АВТОР БЕССТРАШНО, ВОЗМОЖНО БЕЗ ЗЛОГО УМЫСЛА УГЛУБЛЯЕТСЯ в ЕМУ НЕВЕДОМОЕ. Во МНОГИХ СЛУЧАЯХ ОБНАЖАЕТ НЕВЕЖЕСТВО по ЕВРЕЙСКОЙ ТЕМАТИКЕ. ПОДЧАС, ЭЛЕМЕНТАРНОЕ! НУЖНО УЧЕСТЬ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ, САМОРАЗВИТИЕ, ПОДВИЖНИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ. НЕУТОМИМЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕРЗАНИЯ. ПРОСТИТЬ, СНИСХОДИТЕЛЬНО ОТНЕСТИСЬ к "ПОГРЕШНОСТЯМ", "МЕЛКИМ ОШИБКАМ". Не ВЫКАЗЫВАТЬ МЕЛОЧНОСТЬ ХАРАКТЕРА! ЗАУВАЖАТЬ, ДАЖЕ ПОЗАВИДОВАТЬ: НАДЕЛЕННЫЙ ОГРОМНОЙ ДУШОЙ, ПРОПИТАННЫЙ РУССКИМ ДУХОМ, РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК, ТАЛАНТЛИВЫЙ ПИСАТЕЛЬ - ПРИЗНАЕТ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕВРЕЙСКОЙ НАЦИИ. ОТДАЕТ ДОЛЖНОЕ - по ДОЛГУ ЧЕСТИ НАМ, ЕВРЕЯМ". СТАВИТ НАШ МАЛЕНЬКИЙ НАРОД по УРОВНЮ - РАВНЫМ КОЛОССУ? И об ЭТОМ СЛЕДУЕТ ЗАДУМАТЬСЯ! Не ОСТАВЛЯЮТ СОМНЕНИЯ: ЕВРЕЕВ не ПОНИМАЕТ! ДУША НАША не МЕНЕЕ ЕМКАЯ, ГОРДАЯ ТОНКО ЧУВСТВУЮЩАЯ! ДОСТАТОЧНО ВОСПИТАННОСТИ, КУЛЬТУРЫ!
        ДОКАЖУ СЕБЯ ДОСТОЙНЫМ ОППОНЕНТОМ. А ЕСЛИ НЕТ, ВСЯ МОЯ РАБОТА БЕСПОЛЕЗНА! ОДНИ АВТОРСКИЕ ОБВИНЕНИЯ - ПЛОД НАИВНЫХ, РОМАНТИЧЕСКИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ? ДРУГИЕ - ПОЧТИ КЛЕВЕТНИЧЕСКИЕ! СОХРАНЯЕТСЯ НЕБОЛЬШОЙ ПРОЦЕНТ СОМНЕНИЙ. В ЗАГЛАВИИ СТАВЛЮ ЗНАК ВОПРОСА: "ВМЕСТЕ: в МЕСТИ?" ПРАВОМОЧНО? И МЕСТЬ - с ОБОИХ СТОРОН! РАЗНАЯ - по ФОРМЕ! ЧАСТО КРОВАВАЯ - по ОТНОШЕНИЮ к НАМ! ОТВЕТНАЯ - ОБИДЧИКАМ, ПОГРОМЩИКАМ: СЛОВЕСНАЯ! ЕВРЕЙСКАЯ! СЧЕТ не ЗАКОНЧЕН! ДАЖЕ в ОТДАЛЕНИИ "СЛАВЯНСКИЙ ФАКТОР", МЕНТАЛЬНОСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ ИГРАТЬ СУЩЕСТВЕННУЮ РОЛЬ в НАШЕЙ СУДЬБЕ: ЛИЧНОЙ, "ВНУТРЕННЕЙ", "ВНЕШНЕЙ"!
        Неистребимый российский антисемитизм долго питался древним славянским невежеством. Дополнен суевериями последних веков "совместной жизни" в "братской семье народов". "Идеологов" "искреннего, естественного российского антисемитизма" всегда хватало. Их "полку прибыло": прежде был Игорь Шафаревич (не из "наших ли людей", "шафарников", ставших по принуждению сволочной советско-российской жизни или по побуждению "свободного выбора совести" православными жидами - ?) - с его "теорией" зловредного "малого народа". Сейчас вот включили в обойму "артиллерию дальнего боя" из резерва главнокомандующего. Потребовалось использовать "ИМЯ" в определенных политических целях. Возрождаемой России вырабатывать приходится НОВУЮ ИДЕОЛОГИЮ на ДОЛГИЙ ПЕРИОД БУДУЩЕГО. Придется перелопатить ПРЕДЫДУЩЕЕ и СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА.
        Вечно страдавший от отсутствия средств, почестей и величия, А.И. Солженицын прежде попытался "Обустроить Россию": ему указали на прикладную "еврейскую тему". Проще, "по зубам!" А.И. Солженицын - писатель с большим диапазоном способностей, творческим зарядом. Неутомимый человек! Он мастер уплотнения сюжета в рамках абстрактных исследований. Классный выдумщик! Разоблачитель большевистско-коммунистических устоев советского периода истории России. Взялся он за "новую тему": расширил интерес своих творческих интересов. Возможно, его привлекла кажущаяся легкость разоблачения популярного бреда, потерявшего самоуважение православия: имеет широкое хождение в народе легенда о жидовско- (пардон, еврейско-) масонском заговоре. Направлен против русских, особенно против чистокровных москвичей: особо клейменных великороссов!
        В еще недавние времена внутригосударственные отношения русских и евреев изучали на экономическом, психологическом, культурном, бытовом, национальном уровне. Автор переходит на уровень качественно более высокий, исторический. Удостоились чести! С чего бы это? Побоялся уйти, не оставив историческую трактовку "мировой проблемы"? Определил роль евреев незначительной в многовековой, многотомной Российской истории. В первой части своего капитального произведения исследует правительственную политику дореволюционной России. Воспринимает видимое с "обоих сторон": так достигает кажущейся "объективности". Хитро при этом представлена "еврейская позиция"! Это тоже русская точка зрения: так царским правительствам, самому автору воображается "непримиримая еврейская позиция".
        Раздел Польши - эпизод, остальное фрагментарно, несерьезно для исследования, написания истории. Не знаю, видит ли А.И. Солженицын в православии мистический свет? Евреи в обществе и истории - сияние! В свое время расшифровал я Россию: страна рос(з) и сияний. Еще расшифровываю (думаю, не первый) историю, как из Торы созданную науку. Продолжение Торы в последующем порядке: до современности. В названии историко-литературного произведения А.И. Солженицына на первом месте время - двести лет. А вместе - уточняющее понятие. Знаки препинания не проставлены. Можно считать, как двойное название: "Двести лет. Вместе". По изначальному намерению автора лучше проставить двоеточие: "Двести лет: вместе…" Как констатацию факта и сожаление. В представленном варианте отстраненного названия: вместе относятся к двухсот годам, не к предполагаемым народам. ДВЕСТИ ЛЕТ… Да, ЭТО… -ДВЕ СТИЛЕТ! Не НАХОДИТЕ? ТОЧНО: А.И. Солженицын не ОБЛАДАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ! ЛИШЕН ПОЭТИЧЕСКОГО ДАРА! ОН не КОМБИНАЦИОННЫЙ ШАШИСТ: в САМОМ "НАЧАЛЕ ИГРЫ" - ДАРОВАЛ ПАРТНЕРУ-СОПЕРНИКУ ТАКИЕ ВАЖНЫЕ ДВЕ ПОДСТАВЫ!
        По внешнему виду книги кажется: берешь в руки "исследование новейшей русской истории"… Например, о… масонах! Замысел автора узнаем в процессе чтения книги. В течение всех этих двухсот лет евреи (= жиды) совершают свой целенаправленный заговор. Испробуют в разных направлениях трещинки, слабинки: раскачивают, сдвигают, подрывают государственные основы. Еврейские намерения вышли за рамки самосохранения, эгоизма. Воспользовались неестественным, навязанным сожительством: поднялись до уровня фактора мирового значения. Изнутри подточили. Использовали "благоприятные сопутствующие обстоятельства", затем разрушили обе империи: Романовых и большевистско-коммунистическую. О второй А.И. Солженицын нисколько не сожалеет. Невосполнимы потери России и русского народа. Нет привычного оптимизма!
        Мне пришлось отложить в сторону занятия серьезной литературой: включаюсь в поток публицистический. Даже "мелочных выяснений". "Цитатник" А.И. Солженицына уже существует. Придется рискнуть дать ЕВРЕЙСКУЮ, точнее ЛИЧНУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. ОБНАЖИТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЯ, УКАЗАТЬ МЕРЗОСТИ "ЖИВОЙ ПРОПАГАНДЫ". Ой, как мне не хочется влезать в эту ПРОРВУ! ЕЩЕ НЕ ГОТОВ, хотя ВСЮ ЖИЗНЬ ИЗУЧАЮ ЕВРЕЙСКУЮ ТЕМУ. НАША СУДЬБА ТАКОВА: ЗНАТЬ и ОТБИВАТЬСЯ! На кого рассчитывает А.И. Солженицын? РУССКОМУ НАРОДУ ВСЕ ЭТО "ИЗВЕСТНО" и до ФЕНИ! ЕМУ ДОСТАТОЧНО ЛОЗУНГОВ о МИРОВОМ ЗАГОВОРЕ ЖИДО-МАСОНСКОМ - в ЦЕНТРЕ "ТРЕТЬЕГО РИМА". СКОЛКИ так называвшейся "СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ" ВЕРЯТ ПРАВОСЛАВИЮ: РУССКИЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИЗБРАННЫМ НАРОДОМ. Из РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКИ ПРИДЕТ СПАСЕНИЕ, ВОССИЯЕТ Б-ЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НАУКИ, КУЛЬТУРЫ. ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА и ПРАВОСЛАВИЕ СПЛОТЯТ НАЦИЮ. УКАЖУТ ДРУГИМ НАРОДАМ МИРА ПУТЬ ИСТИННОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. ОНИ УБЕЖДЕНЫ: в РОССИИ УТВЕРДИТСЯ ЦАРСТВО Б-ЖИЕ на ЗЕМЛЕ! Пусть ВЕРЯТ! Нужно ВЕСТИ ТРЕЗВЫЙ, ТРУДОВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ! Не ЖЕЛАТЬ ОТНЯТЬ ЧУЖОЕ!
        Первые три главы я читал и комментировал по тексту сайта в Интернете. Рано задумался, понял о возможности расхождений между двумя версиями (первой считаю книжной). Сам Александр Исаевич, составители его сайта в Интернете без ложной скромности, не стесняются обывательских представлений, высказываний. Крупнейший, плодовитый русский писатель современности не дожидается оценки потомков: величает себя Великим, как указано на титульном листе в Интернете. Освобождает читателей, литературоведов от необходимости думать самостоятельно, разбирать, давать оценки. Заранее все ясно и - для всех! Современники и потомки должны согласиться с этой заранее данной высокой оценкой.
        В книжном предисловии "Круг рассмотрения" (нет в Интернете) пишет А.И. Солженицын: "Говорят даже, еврейскую проблему можно понять только и исключительно в религиозном и мистическом плане". Возможно, это близко к истине, даже поверим автору на слово: "Наличие такого плана я несомненно признаю…" Но только НАМ и мне в том числе трудно понять, зачем ему, человеку немолодому, занятому, как говорится, на исходе жизни заниматься этим вопросом острым, "еврейской проблемой"? Надеется приоткрыть покрывала, сказать НОВОЕ СЛОВО в исследовании новейшей русской истории? А.И. Солженицын, как мне видится, старается сказать СТАРОЕ СЛОВО, а точнее, СОБРАТЬ, БЕРЕЖНО СОХРАНИТЬ в "цитатнике" ВСЕ СТАРЫЕ СЛОВА. ОСТАВИТЬ СВОЕ ИМЯ в ВЕКОВОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ. Пусть ОСТАЕТСЯ! Но пока не ВЫЯВЛЕН ПОБЕДИТЕЛЬ! Хочется думать: САМА ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА ВНУТРИ САМОЙ СЕБЯ ПРЕОДОЛЕЕТ АНТИСЕМИТИЗМ.
        Отнесем к здравомыслию осознание А.И. Солженицына: "Было бы непомерной претензией со стороны автора включить сюда основательное рассмотрение принципиальных вопросов сионизма и жизни Израиля". Впрочем, почему бы и нет?! Дополнил бы вождей, антисионистский форум. Даже интересно услышать мнение оппонента. Возможно, он еще не окончательно отказался написать многотомную мировую историю "Сионизма" или "Кровавой практики сионизма", начиная с России. Даже Бунд был против сионизма! А.И. Солженицын не рискует "потерять лицо". Он нас успокаивает: "Однако я большое внимание придаю публикациям современных культурных российских евреев, проживавших десятилетия в СССР, затем переехавших в Израиль…" Конечно, в числе этих "культурных" значится М. Хейфец. А если евреи не были культурными по строгим русским требованиям автора… Мы их не услышим? А жаль! Возможно, они культурны - в еврейском смысле? Бывает и такое!
        Каким же нужно быть ФАТАЛИСТОМ, ФАНАТИЧНЫМ ЕВРЕЕНЕНАВИСТНИКОМ: взяться за НЕБЛАГОДАРНОЕ это ЗАНЯТИЕ в ПОПЫТКЕ ДОКАЗАТЬ ОТЛИЧИЕ ЕВРЕЕВ от РУССКИХ. НИКТО не СКРЫВАЛ: МЫ, ЕВРЕИ, ИЗБРАНЫ Б-ГОМ для ИСПОЛНЕНИЯ ВАЖНОЙ ЕГО МИСТИЧЕСКОЙ ВОЛИ, ОСОБОЙ ОБЕЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ МИССИИ. ВЫВОД даже ОБОДРЯЕТ: ОБЕ НАЦИИ ОТЛИЧНЫ ПРИНЦИПАМИ, по ИДЕАЛАМ - НЕСОВМЕСТИМЫ! Не МОГУТ РЯДОМ СОСУЩЕСТВОВАТЬ, УЖИТЬСЯ! В ПРОШЛЫЕ ВЕКА ПРОБЛЕМА являлась НЕРАЗРЕШИМОЙ. СЕЙЧАС РЕШАЕТСЯ ПРОЩЕ: ну, и не НАДО! РУССКАЯ ДУРЬ ДАВНО НАМ, да и ВСЕМУ МИРУ ОПОСТЫЛЕЛА! Пусть СОХРАНЯЮТ хоть до "ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ" СВОЮ СУЕВЕРНО-РЕЛИГИОЗНУЮ ОБОСОБЛЕННОСТЬ. У НАС ЕСТЬ СВОЕ ГОСУДАРСТВО: РАЗОЙДЕМСЯ по СВОИМ УГЛАМ! ЕВРЕИ в РУССКИХ, ДРУГ в ДРУГЕ не НУЖДАЮТСЯ! Даже в качестве ИНОСТРАННЫХ РАБОЧИХ, ДЕШЕВЫХ СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫХ БЛОНДИНОК-ПРОСТИТУТОК. Это ИМ, НЕИЗЛЕЧИМЫМ ЦИНИКАМ, МАТЕРЩИКАМ, не ДОСТИГШИМ УРОВНЯ РУССКОМ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ, к НЕМУ не СТРЕМЯЩИХСЯ НУЖНА НАША СМЕКАЛКА, ЭНЕРГИЯ, ТРУДОЛЮБИЕ, ОРГАНИЗУЮЩАЯ ВОЛЯ…
        И все же ПОВЕДЕНИЕ и ДЕЙСТВИЯ НАРОДОВ, особенно НАШЕГО ИСХОДЯТ из ОБЯЗАТЕЛЬНОГО, СВОЙСТВЕННОГО в РАЗНОЙ МЕРЕ КАЖДОМУ из НАС ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЮ. В НАРОДЕ РУССКОМ ИМЕЕТСЯ МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ, по ИЗРАИЛЬСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ - ПРАВЕДНИКОВ и ПРАВЕДНИЦ МИРА. ЛЮДЕЙ ВЫСОКОГО МОРАЛЬНОГО УРОВНЯ, ВЫШЕДШИХ за РАМКИ УЗКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. В НИХ НЕТ ВИНЫ за ХАМСТВО, ХАНЖЕСТВО, даже ПРЕСТУПНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИЛОВОЙ ТУПОСТИ ИДЕОЛОГОВ ЗООЛОГИЧЕСКОГО НЕНАВИСТНИЧЕСТВА. ЕВРЕИ НЕ ЗАБЫЛИ: в ТРУДНЫЕ МОМЕНТЫ ЖИЗНИ ПРЕДКИ НАШИ - НАШЛИ ПРИСТАНИЩЕ в РОССИИ. Кроме НЕНАВИСТНИЧЕСТВА, ПОГРОМОВ, ВИДЕЛИ НАРОДНУЮ ПРОСТОТУ, ДОБРОТУ, БЛАГОРОДСТВО РУССКИХ ЖЕНЩИН! КОРМИЛИСЬ УПОРНЫМ ТРУДОМ! ЕВРЕИ в РОССИИ, да и ПОВСЮДУ в МЕСТАХ ПРОЖИВАНИЯ КОРМИЛИСЬ СОБСТВЕННЫМ ТРУДОМ - НЕ БЫЛИ ПАРИЯМИ! СОЖИТЕЛЬСТВО в РОССИИ не ПРЕКРАТИЛОСЬ: ОГРАНИЧИЛОСЬ РАЗМЕРАМИ. ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ-ЕВРЕИ являлись СОУЧАСТНИКАМИ БОЛЬШЕВИСТСКОГО ПРОИЗВОЛА. Явились ВИНОВНИКАМИ "ВТОРИЧНОГО АНТИСЕМИТИЗМА". ЕВРЕЙСКИЕ МАССЫ не МЕНЬШЕ РУССКИХ ПОСТРАДАЛИ от ИХ ТЕРРОРА. БОЛЬШЕ ТОГО: от "СВОИХ"! ВМЕСТЕ ВНЕСЛИ ПОСИЛЬНЫЙ ВКЛАД в ВОЗВЫШЕНИЕ РОССИИ до УРОВНЯ МИРОВОЙ СВЕРХДЕРЖАВЫ.
        Надеюсь, предлагаемое А.И. Солженицыным историческое исследование не станет учебником, даже пособием в современной России. Он выполнил огромный кусок бесполезной работы. Вот и меня отвлек от серьезного творчества на полемически-разоблачительное произведение. "Бесполезную работу" постараюсь с пользой осуществить. Свое мнение и имя противопоставлю А.И. Солженицыну - этим ответом!
        ВХОД в ТЕМУ
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 5): "Сквозь полвека работы над историей российской революции я множество раз соприкасался с вопросом русско-еврейских взаимоотношений. Они то и дело клином входили в события, в людскую психологию и вызывали накаленные страсти. Я не терял надежды, что найдется прежде меня автор, кто объемно и равновесно, обоесторонне осветит нам этот каленый клин. Но чаще встречаем укоры односторонние: либо о вине русских перед евреями, даже об извечной испорченности русского народа, - этого с избытком. Либо, с другой стороны: кто из русских об этой взаимной проблеме писал - то большей частью запальчиво, переклонно, не желая и видеть, что бы зачесть другой стороне в заслугу" (курсив мой - М.Б.).
        Признание автора красноречиво. Мне кажется, сам трезво оценил состояние "отношений". Взялся за безнадежную, бездоказательную тему. Остерегается одностороннего крена: намеренно не цитирует русских авторов! Достоинство евреев: овладевают аналитичными методами анализа и мышления.
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 5): "Не скажешь, что не хватает публицистов, - особенно у российских евреев их намного, намного больше, чем у русских. Однако при всем блистательном наборе умов и перьев - до сих пор не появился такой показ или освещение взаимной нашей истории, который встретил бы понимание с обеих сторон. Но надо научиться не натягивать до звона напряженных нитей переплетения. Рад бы я не пытать своих сил еще на такой остроте. Но я верю, что эта история - попытка вникнуть в нее - не должна оставаться "запрещенной". История "еврейского вопроса" в России (и только ли в России?) в первую очередь богата. Писать о ней - значит услышать самому новые голоса и донести их до читателя. (В этой книге еврейские голоса прозвучат много обильнее, нежели русские)".
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 6): "Но по порывам общественного воздуха, - получается чаще: как идти по лезвию ножа. С двух сторон ощущаешь на себе возможные, невозможные и еще нарастающие упреки и обвинения. Чувство же, которое ведет меня сквозь книгу о 200-летней совместной жизни русского и еврейского народов, - это поиск всех точек единого понимания и всех возможных путей в будущее, очищенных от горечи прошлого. Как и все другие народы, как и все мы, - еврейский народ и активный объект истории и страдательный объект ее, а нередко выполнял, даже и неосознанно, крупные задачи, навязанные Историей. "Еврейский вопрос" трактовался с многоположных точек зрения всегда страстно, но часто и самообманно. А ведь события, происходившие с любым народом в ходе Истории, - далеко не всегда определялись им одним, но и народами окружающими".
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 6): "Слишком повышенная горячность сторон - унизительна для обоих. Однако не может существовать земного вопроса, негодного к раздумчивому обсуждению людьми. Увы, накоплялись в народной памяти взаимные обиды. Однако если замалчивать происшедшее - то когда излечим память? Пока народное мнение не найдет себе ясного пера - оно бывает гул неразборчивый, и хуже угрозно. От минувших двух столетий уже не отвернуться наглухо. И - планета же стала мала, и в любом разделении - мы опять соседи. Я долго откладывал эту книгу и рад бы не брать на себя тяжесть ее писать, но сроки моей жизни на исчерпе, и приходится взяться. Никогда я не признавал ни за кем права на сокрытие того, что было. Не могу звать и к такому согласию, которое основывалось бы на неправедном освещении прошлого".
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 6-7): "Я призываю обе стороны - и русскую, и еврейскую - к терпеливому взаимопониманию и признанию своей доли греха, - а так легко от него отвернуться: да это же не мы… Искренно стараюсь понять обе стороны. Для этого - погружаюсь в события, а не в полемику. Стремлюсь показать. Вступаю в споры лишь в тех неотклонимых случаях, где справедливость покрыта наслоениями неправды. Смею ожидать, что книга не будет встречена гневом крайних и непримиримых, а наоборот, сослужит взаимному согласию. Я надеюсь найти доброжелательных собеседников и в евреях, и в русских. Автор понимает свою конечную задачу так: посильно разглядеть для будущего взаимодоступные и добрые пути русско-еврейских отношений".
        1995
        _______________________
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 7): "Эту книгу я писал, исходя лишь из велений исторического материала и поиска доброжелательных решений на будущее. Не надо и не упускать из виду: за последние годы состояние России столь крушительно изменилось, что исследуемая проблема сильно отодвинулась и померкла сравнительно с другими нынешними российскими".
        2000
        КРУГ РАССМОТРЕНИЯ
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 8): "Какие могут быть границы у этой книги? Я отдаю себе отчет во всей сложности и огромности предмета. Понимаю, что у него есть и метафизическая сторона. Говорят даже, еврейскую проблему можно понять только и исключительно в религиозном и мистическом плане. Наличие такого плана я несомненно признаю, но, хотя о том написаны уже многие книги, - думаю, он скрыт от людей и принципиально недоступен даже знатокам".
        Автор приступил к исследованию истории, даже его осуществил. Оставил в стороне важнейшую, Мистическую позицию. Как считать? Его исследование хоть что-то дает и стоит? В нем - одна систематизация, подтасовка мнений. Ну, узнаем о части бывшего и воспринятого отдельными мыслящими личностями. Как мне кажется, не с самими событиями нас хочет познакомить автор: с их восприятием. В общем счете он хочет вывести на обозрение еврейскую ментальность, манеры поведения и - их осудить! Как не соответствующие нормам русского поведения. Но и мы, евреи, с тем же успехом можем сказать, говорим: не все в русских нам нравится! Не приемлем! Да, мы вынуждены были мириться: не было другого выхода! Не было! А как появился - мы уехали! Не знаю, кому следует больше жалеть?! Русские впали в обычную спячку! Россия привыкла к природогубительству, хищничеству и общественной тупости.
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 8): "Однако и все основные судьбы человеческой истории конечно имеют мистические связи и влияния - но это не мешает нам рассматривать их в плане историко-бытийном. И вряд ли верховное освещение всегда обязательно для рассмотрения осязаемых, близких нам явлений. В пределах нашего земного существования мы можем судить и о русских, и о евреях - земными мерками. А небесные оставим Богу. Я хочу осветить вопрос - в исторических, политических, бытовых и культурных отношениях только, - и почти только в пределах совместной даухвековой жизни русских и евреев в одном государстве. Я и думать не смею касаться четырех-трехтысячелетней глубины еврейской истории, уже внушительно наслоенной в стольких книгах и в бережных энциклопедиях. Не берусь я рассматривать историю евреев и в самых близких к нам странам - Польше, Германии, Австро-Венгрии. Я сосредоточиваюсь на русско-еврейских отношениях, притом с перевесом на ХХ век, знаменательный и катастрофический в жизни обоих наших народов".
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 8-9): "На трудном взаимном опыте нашего существования, и с попыткой рассеять непонимание ошибочное и обвинения ложные, а напомнить и об обвинениях справедливых. Книги, напечатанные в первые десятилетия этого века, уже и сильно не поспели в охвате этого опыта. Конечно, современный автор не может при том упустить из виду уже полувековое существование государства Израиль и огромное влияние его на еврейскую, и не только еврейскую, жизнь во всем мире. Не может, хотя бы для объемности собственного понимания, не попытаться для себя самого сколько-то вникнуть и во внутреннюю жизнь Израиля и духовные направления в нем, - а тогда невольно, боковыми отблесками, это может отразиться и в книге. Было бы непомерной претензией со стороны автора включить сюда основательное рассмотрение принципиальных вопросов сионизма и жизни Израиля. Однако я большое внимание придаю публикациям современных культурных российских евреев, проживших десятилетия в СССР, затем переехавших в Израиль и, таким образом, имевших случай переобмыслить на своем опыте многие еврейские проблемы.